Закон, штраф, беспредел.
На просторах интернета появилась инструкция, как будет работать Московская полиция и за что штрафовать тех, кто не согласен самоизолироваться. Как обычно, документ доставляет в документе за гранью разумного очень многое.
Штрафовать граждан планируется, как ни странно, по ч.2 ст. 6.3 КоАП — той самой, которая действует в отношении лиц, в отношении которых Указом Мэра №12-УМ от 5 марта 2020 года введены специальные меры.
Во-первых, ни федеральный, ни московский Роспотребнадзор никакого предписания 1 апреля 2020 года не выпускали. Есть Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №9 от 30.03.2020 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19» — Постановление от 30.03.2020 09:41:00. Но оно в «фабуле» даже не упоминается.
(На этой странице РПН, тем не менее — много годного — FYI.)
Не относящуюся к делу воду из середины «фабулы» мы пропустим. Перейдём к главному: к последнему абзацу «фабулы».
Таким образом, 10 апреля 2020 года в 11:00 гражданин Иванов И.И., находясь в общественном месте на расстоянииболее 100 метров от места фактического проживания, игнорируя требования соответствующего предписания, осознавая противоправный характер своих действий, заранее зная их вредные последствия, желая наступления таких последствий или сознательно их допуская, либо относясь к ним безразлично, допустил нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих в период осуществления на территории города Москвы ограничительных мероприятий, игнорируя законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий, в нарушение требований федерального закона от 30 мая 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», покинул место своего проживания (пребывания) при отсутствии, в том числе, оснований предусмотренных пунктом 10.3 указа мэра Москвы от 5 марта 2020 года №12-м, то есть, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В этом шедевре полицейского канцелярита прекрасно всё: от безграмотности автора до явного, ставшего уже торговой маркой правоохранительных органов желания скрыть в квазиюридическом словоблудии непонимания сути протокола, предмета нарушения и основ права.
Во-первых, ни федеральный, ни московский Роспотребнадзор никакого предписания 1 апреля 2020 года не выпускали. Есть Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №9 от 30.03.2020 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19» — Постановление от 30.03.2020 09:41:00. Но оно в «фабуле» даже не упоминается.
(На этой странице РПН, тем не менее — много годного — FYI.)
Не относящуюся к делу воду из середины «фабулы» мы пропустим. Перейдём к главному: к последнему абзацу «фабулы».
Таким образом, 10 апреля 2020 года в 11:00 гражданин Иванов И.И., находясь в общественном месте на расстоянииболее 100 метров от места фактического проживания, игнорируя требования соответствующего предписания, осознавая противоправный характер своих действий, заранее зная их вредные последствия, желая наступления таких последствий или сознательно их допуская, либо относясь к ним безразлично, допустил нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих в период осуществления на территории города Москвы ограничительных мероприятий, игнорируя законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий, в нарушение требований федерального закона от 30 мая 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», покинул место своего проживания (пребывания) при отсутствии, в том числе, оснований предусмотренных пунктом 10.3 указа мэра Москвы от 5 марта 2020 года №12-м, то есть, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В этом шедевре полицейского канцелярита прекрасно всё: от безграмотности автора до явного, ставшего уже торговой маркой правоохранительных органов желания скрыть в квазиюридическом словоблудии непонимания сути протокола, предмета нарушения и основ права.
Разберём шедевр детально.
- …более 100 метров… – этот предел установлен п.10.3 Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (ред. от 04.04.2020) «О введении режима повышенной готовности» для выгула собак, а не для выгула граждан.
- …соответствующего предписания… – чему соответствующего?.. в протоколе должно быть указано, какого именно.
- …осознавая противоправный характер своих действий…– если вы не отнесены к группам риска (у вас не диагностирована Covid-19, вы не контактировали с инфицированными, вы не прибыли из неблагополучных стран (перечень которых, кстати, не утверждён по сей день) менее 14 дней дней назад) – вы не можете осознавать противоправный характер своих действий.
- заранее зная их вредные последствия –вредных последствий у реализации вашего конституционного права в принципе быть не может. Да и осознавать их может полностью лишь специалист-вирусолог.
- …нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения… – тут автор протокола должен указать пункт, статью, часть нарушенного закона.
- …период возникновения угрозы распространения заболевания… –такой правовой режим законом не определён. В настоящее время в Москве действует режим повышенной готовности, но не период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Такого правового режима не существует. Эта норма содержится в ч.2 ст. 6.3 КоАП, но статья предлагает выбрать из трёх квалифицирующих признаков (ЧС, угроза распространения, ограничительные меры), а не указывать в протоколе все три.
- …в период осуществления на территории города Москвы ограничительных мероприятий… – ну вы уж определитесь, что из трёх?
- игнорируя законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица) – фраза, демонстрирующая классический приём, о котором мы говорили: закидаем словами, до смысла никому дела не будет. В протоколе должно быть чётко указано, что игнорировал нарушитель: предписание, постановление, органа или должностного лица, его номер, дата и пункт, который был проигнорирован.
Кo’p so’zlar — eshak uchun yuk, как говорят на родине Тамерлана, Фирдоуси, Навои и ибн Синны. Много слов — груз для осла. - …в нарушение требований федерального закона от 30 мая 1999 года №52-ФЗ… — какой конкретно пункт закона был нарушен?.. Статья, часть?
- …покинул…при отсутствии, в том числе, оснований… – гражданину РФ не нужны основания для того, чтобы покидать место жительства или пребывания. Вам может быть запрещён проход на какие-то участки территории – для этого и вводятся всякие пропускные режимы. Но вот обязать вас не покидать ваше жилище может только суд. Теоретически, это право есть ещё у главного санитарного врача РФ и главных санитарных врачей субъектов РФ (п.6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), но такие постановления не могут быть общими, а должны быть строго индивидуальными.
Теперь о том, что с этим делать.
Если вас остановил патруль и настоятельно собирается составить протокол, настоятельно советую показать им эту статью. Может быть, они передумают составлять протокол. Теперь к вопросу о том, что писать.
В принципе, вы можете потребовать, чтобы сотрудник полиции записал ваше объяснение от руки. Это хороший способ потратить три часа времени: сначала он будет это с ошибками писать, потом вы — читать и исправлять. Проще распечатать объяснение заранее.
Объяснение
Я, _____________________________________________________________________,
по поводу вменяемого мне правонарушения сообщаю следующее:
Составленный в отношении меня протокол считаю незаконным, поскольку в фабуле обвинения не указано полностью событие административного правонарушения (не указано соответствующее предписание, которое я нарушил; законодательство ( в т.ч. пункт, статья) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое я нарушил; не указаны реквизиты постановления, предписания или требования, какого именно органа или какого должностного лица я нарушил; не указано, в нарушение каких положений требований федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ я действовал).
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
ч.1 ст. 27 Конституции РФ
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. .
ч.2, 3 ст. 55 Конституции РФ
Вышеприведённые нормы показывают, что обязание граждан не покидать места проживания (пребывания), содержащееся в п. 12.3 Указа мэра Москвы №12-УМ противоречит ч.2, 3 ст. 55 Конституции и не может рассматриваться как мера, ограничивающая мои конституционные права. Это ограничение введено с нарушением Конституции и Федерального закона и не подлежит исполнению.
В Москве режим ЧС не введён. В соответствии с п.»д» ч. 10 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что действия, предпринимаемые в целях ликвидации или недопущения чрезвычайной ситуации, не могут ограничивать прав и свобод человека. Таким образом, до введения чрезвычайного положения, любые ограничения моего конституционного права на перемещение по территории РФ незаконны.
Я был задержан в месте, на котором не установлен какой-либо режим, ограничивающий моё перемещение. Таким образом, моё задержание незаконно.
(Имейте в виду, что Приложением №2 к Указу мэра №12-УМ утверждён перечень зон, посещение которых временно приостановлено. Но даже в этом случае штрафовать по ст. 6.3 КоАП вас нельзя.)
Информирую вас, что я не отношусь ни к одной из категорий граждан, указанных в п.9,10 (ранее — п. 7, 8) Указа мэра Москвы от 05 марта 2020 года №12-УМ:
- я не возвращался из Китайской Народной Республики, Республики Корея, Итальянской Республики, Исламской Республики Иран, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Королевства Испания, иных государств — членов Европейского союза, Республики Сербия, Республики Албания, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Республики Северная Македония, Черногории, Княжества Андорра, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации, Исландии, Княжества Монако, Княжества Лихтенштейн, Республики Молдова, Республики Беларусь, Украины, Боснии и Герцеговины, Ватикана, Республики Сан-Марино, Республики Хорватия, Соединенных Штатов Америки в течение последних 14 дней;
- Я не проживаю в период обеспечения изоляции совместно с гражданами, указанными в пункте 9.2 Указа, а также с гражданами, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции, обеспечить самоизоляцию на дому на срок, указанный в пункте 9.2 указа, либо на срок, указанный в постановлениях санитарных врачей.
- В отношении меня не вынесено постановление санитарного врача об изоляции, как этого требует п.7.3 Указа
- мне меньше 65 лет,
- я не имею заболеваний, включённых в Приложение 4 к Указу.
Таким образом, Указ Мэра Москвы № 12-УМ от 05.03.2020 режим самоизоляции на меня не распространяет. Отдельно обращу внимание на то, что режим самоизоляции на дому Указ 12-М определяет как: не посещать работу, учебу, минимизировать посещение общественных мест. (п. 8.2 Указа №12-УМ) Понятие «воздержаться от посещения общественных мест» не означает запрета на выход из дома. То есть, покидать место жительства режим самоизоляции не запрещает.
Сообщаю сотрудникам Полиции, что 100-метровая зона установлена п.12.3 (ранее — п.10.3) Указа исключительно для выгула домашних животных. Впредь прошу меня к домашним животным не причислять.
Требование раскрыть причину, по которой я законно, вопреки произвольно установленному ограничению покинул место жительства нарушает моё право на тайну частной жизни, данное мне ч.1 ст.23 Конституции РФ.
Таким образом, считаю штраф наложенным незаконно и требую: составленный протокол и постановление об административном правонарушении отменить как незаконные.
Дата, подпись.
Мы рекомендуем скачать версию для Москвы (в формате PDF), распечатать и всюду носить с собой.
Здесь можно найти версию для Московской области.
Помните: штраф на месте вас платить не заставят, но штраф придётся оспаривать в суде. Так что — не провоцируйте ситуацию, по возможности — сидите дома и будьте здоровы.
Видео. Как разговаривать с полицейскими? Это показывает парень из Саратова Слава Морозов. 24 апреля