Россия потеряла контрольный пакет «Роснефти».
«Все это делается вместе с политическим руководством страны»
В минувшее воскресенье компания «Роснефть», контрольным пакетом в которой владела Российская Федерация через компанию «Роснефтегаз», заявила о продаже части своих акций. Доля размером в 9,6% перешла в собственность неназванной компании, «на 100% принадлежащей правительству Российской Федерации». «Роснефть» объявила о прекращении своего участия во всех проектах в Венесуэле, включая доли в добычных предприятиях Petromonagas, Petroperija, Boqueron, Petromiranda и Petrovictoria, в нефтесервисных предприятиях и торговых операциях.
Затем в ЕГРЮЛ появилась информация о том, что в день сделки Росимущество зарегистрировало компанию «Росзарубежнефть» с уставным капиталом 322,7 млрд рублей. Предположительно, именно эта компания стала собственником венесуэльских активов «Роснефти».
Теперь «Роснефть» рассчитывает на снятие американских санкций, введенных в отношении нескольких ее «дочек» за ведение бизнеса в Венесуэле. США, напомним, оказывает на Венесуэлу серьезное давление: в отношении страны действует пакет санкций, а президента Николаса Мадуро обвиняют в наркоторговле, за помощь в его аресте назначена награда в 15 млн долларов.
Чтобы попытаться понять логику сделки по продаже венесуэльского бизнеса «Роснефти», мы обратились за комментариями к аналитику нефтегазового сектора Михаилу Крутихину.
— Михаил Иванович, что можно в целом сказать об этой сделке, поможет ли она «Роснефти» выйти из-под санкций США?
— Пока вопросов больше, чем ответов. Сделка была проведена не напрямую. Сначала было создано некое общество, «Росзарубежнефть», создало его, судя по документам, Росимущество. Затем этой компании были переданы акции «Роснефти», принадлежащие «Роснефтегазу». Этими акциями «Росзарубежнефть» расплатилась с «Роснефтью», передав их ей для какой-то «дочки» «Роснефти». Кто будет держателем этих акций — пока непонятно. А «Росзарубежнефть» стала собственником активов «Роснефти».
Что дальше — совершенно непонятно. У нового госпредприятия нет людей, как оно будет добывать нефть в Венесуэле? Прежде всего ему надо войти в права собственности, объяснить венесуэльцам, что у них теперь новый партнер по совместным предприятиям. А венесуэльцы должны перевести уставные документы на нового партнера. Это займет какое-то время.
Дальше эта новая компания должна будет нанять кого-то на работу, чтобы вести добычу и разведку. Как они это сделают — пока непонятно. Если там останутся те же люди, что и были при «Роснефти», то для всех, в том числе, для американцев, будет очевидно, что это фиктивная сделка. Никаких шансов на снятие санкций с «Роснефти» в таком случае нет. Если американские регуляторы решат, что сделка недобросовестная, никакого снятия санкций не будет, а может быть даже наоборот, будет их усугубление.
— Подобные сделки ранее случались или это какое-то ноу-хау Игоря Сечина?
— Фирмы-прокладки существовали и до Сечина. Все это делается вместе с политическим руководством страны. Игорь Сечин не может заставить Росимущество учредить госкомпанию, у него таких полномочий нет. Кто-то должен был в правительстве дать Росимуществу указание. А поскольку часть своих активов отдал «Роснефтегаз», то решение должно было принадлежать президенту. Но деятельность «Роснефтегаза» засекречена, чтобы не публиковать никакой отчетности, так что никаких подробностей мы не узнаем.
— Верно ли, что РФ в результате сделки перестает владеть контрольным пакетом акций «Роснефти»?
— Да, перестает. Контрольного пакета 50% плюс одна акции у РФ теперь нет. Раз этими акциями владеет сейчас дочерняя компания «Роснефти», то их можно считать квазиказначейскими акциями.
Трудно сказать, могут ли эти акции где-то голосовать, скорее всего — нет. Государство не может ими голосовать, раз оно их отдало. Было предположение, что эти акции «Роснефть» просто погасит, пропорционально увеличив доли акционеров. Тогда пакет «Роснефтегаза» повысится, но до 50% не дойдет, поскольку надо делиться с другими акционерами. Но вместе с этим получится то, с чем всегда боролись: из-за выросшей доли право вето получит BP. Этого никто не хочет допустить, так что такое развитие событий маловероятно.
“Газпромнефть” бесплатно обеспечит топливом полицию и медслужбы
Российская компания «Газпромнефть» в апреле и мае бесплатно обеспечит топливом с Нефтеперерабатывающего завода Панчево автотранспорт полиции и медицинских служб Сербии. Таким образом «Газпромнефть» оказывает помощь Сербии в борьбе с коронавирусом.